Жостовская роспись подносы

Добавлено: 15.03.2018, 00:11 / Просмотров: 65362

Виды росписи жостовских подносов

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью подноса, эффектно играющей на свету.
Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, жостовская роспись подносы золотистого, цветного орнаментов подноса.

Для жостовской росписи подносов характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы в композиции жостовского подноса. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и "быстрота рук" мастера, расписывающего жостовский поднос.

В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.

Во многих композициях орнамента подноса явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как "Рассвет", "Розы и птицы" выдающегося художника Графова, "Осенняя рапсодия", "Розы" Гончаровой, "Утро", "Хризантема" Кледова, "Русское поле" Кледовой, Осенний букет" Мажаева и т.д. Большинство из этих подносов вы можете увидеть в фотогалереи. Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете подноса, как о целом содружестве... "разных по формам, но одинаковых по душе цветов". В лучших жостовских работах - росписи подноса - цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения. Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно на подносах ("Фантазия" Графова, "Сказочное" Мажаева, "Цветы" Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно на подносах, хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о "полуфантастичности" жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные "героини" жостовского письма подносов, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров подносов. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно на жостовских подносах.

Жостовские металлические подносы разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.

увеличить

увеличить

увеличить


Источник: http://zemljaki.mybb.ru/viewtopic.php?id=249


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Жостовская роспись Славянская культура Надпись связано с любовью


Жостовская роспись подносы Жостовская роспись подносы Жостовская роспись подносы Жостовская роспись подносы Жостовская роспись подносы Жостовская роспись подносы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ


Back to Top